Как советское такси чуть не стало самым передовым в мире
В 1967-м году британские СМИ официально признали ВНИИТЭ-ПТ самым современным такси на планете. Проекту пророчили великое будущее, но увы – автомобиль безропотно канул в лету. За три десятилетия до этого причудливого вагончика в СССР уже пытались построить такси. Первой ласточкой стал оригинальный седан ГАЗ-А производства «Аремкуз». Позже такси начали создавать на основе ГАЗ-М1. Даже элитные для своего времени ЗИС-101 в конце 1930-х успели примерить на себя роль автомобиля для перевозки пассажиров.
Потом были «Волги» и «Победы» различных мастей и оттенков. На них начали ставить таксометры, которые в народе назывались просто счетчики. Отделка была максимально простой, за исключением выпущенного в 60-х ГАЗ-21Т. Автомобиль поставлялся с передними сиденьями разделенного типа. При большом количестве багажа одно из сидений легко складывалось для увеличения емкости. Некоторые части авто начали окрашивать в красный цвет. В народе такие такси быстро прозвали «красными шапочками». Первым универсалом такси стал автомобиль ГАЗ-24-04. Свои модификации существовали у моделей 402 и 407. Позднее появились такси «Москвич-408», а впоследствии и 2140. Однако для такой насыщенной работы они оказались совершенно неподходящими.
Грузовые такси – армия непобедима!
Большие грузопассажирские автомобили были куда многочисленнее.
- 1930-е годы. Популярными становятся такси, собранные на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ. Автомобиль выполнял различные задачи, но основной была перевозка колхозников.
- 1950-е годы. Грузопассажирские автомобили начинают собирать на базе автобуса РАФ-251Т. Внутри могли поместиться 14 пассажиров, 800 кг груза.
- Грузовые такси. Их роль выполняли автомобили ГАЗ-51. Такие авто были заметны издалека – они легко узнавались по высоким бортам и брезенту над кузовом, а также откидным лавкам.
Всему несбывшемуся посвящается
Но вернемся к тем самым легендарным ВНИИТЭ-ПТ. Не будем расшифровывать ВНИИТЭ (там «спрятано» название исследовательского института), а вот ПТ расшифровывалось достаточно просто – экспериментальное такси. Внутри этого забавного вагончика был установлен двигатель «Москвича-408», радиатор стоял впереди. Двери были сдвижными, специальное стекло отделяло кабину водителя от пассажиров. Также имелось место для багажа.
Для 60-х годов машина была поистине революционной. Конечно же, она была лучше «Волги» во всех смыслах. Планировался запуск пробной партии. Но увы – ни один завод не захотел браться за выпуск экспериментальной модели, к тому же заточенной исключительно для службы такси. Так что единственными, кто действительно оценил и похвалил советский автомобиль, были британцы. В эпоху перестройки, да и позднее, предпринимались попытки соорудить автомобиль-такси. Это были «Москвичи» и даже «ВАЗы». Однако подобные авто остались лишь эпизодами в достаточно длинной истории «таксостроения» великой страны.
История о совершенно другом «Запорожце»
История «Москвича 402» в деталях
Сколько зарабатывают в такси на своей машине
История автомобиля «Волга»
«Урал» – история автозавода
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
На чём ездили представители советского извоза?
Услугами такси пользовался практически каждый современный человек. Услуга начала предоставляться намного позже появления самого транспорта на дорогах.
Первым же автомобилем, который стали использовать для перевозки пассажиров, стал Berliet. Произошло это в Туркестане в начале ХХ века. В Москве и Санкт-Петербурге автомобильное такси появилось только год спустя.
В столице России о необычном извозчике на американском Oldsmobile узнали из газет.
В 1909 году открылось Товарищество Автомобильного Передвижения. В то время в таксопарк входили различные иномарки.
Среди них можно было увидеть итальянский Fiat, французский Darracq, немецкий AG.
Чуть позже открылись ещё две подобные фирмы, которые для перевоза использовали Adler и Benz.
Такое активное использование именно иностранных автомобилей для частного извоза обусловлено тем, что отечественные «Руссо-Балты» были чрезвычайно дорогими в обслуживании, а значит, нерентабельными.
После Октябрьской революции и до 1918 года такая услуга не предоставлялась по причине изъятия таксомоторов.
Возобновилась их деятельность только во времена НЭПа. Однако услуга была немного видоизменённой. Как такового такси не существовало, автомобили давались напрокат. Каждый желающий мог взять во временное пользование одну из иномарок (отечественные машины до сих пор были дорогим удовольствием).
Наиболее популярным был автомобиль Renault KZ, который стал первым советским массовым такси, и Fiat.
Отечественные машины появились в таксопарках только после подписания контракта с Ford, в результате которого был выпущен ГАЗ-А.
Но из-за открытого верха эксплуатация автомобиля была ограничена погодными условиями. Поэтому было принято решение о малосерийном производстве закрытого кузова на заводе «Аремкуз» на базе шасси ГАЗ-А.
Чуть позже пассажиры ездили на ГАЗ-М1.
Услуги предоставлялись и на представительских автомобилях, например, ЗИС-101. «Эмки» на улицы выезжать перестали из-за мобилизации в Красную Армию.
В конце 40-х годов вместе с отечественными машинами таксисты использовали и немецкие DKW, которые были более надёжными, чем ЗИС-110 и ГАЗ-М20.
Во второй половине 50-х годов перевозчиков можно было встретить в основном на автомобилях ГАЗ. Так, модель М-21 стала первой, которая получила соответствующий окрас и «шашечки».
В 70-х годах более популярным считался ГАЗ-24, который полюбился таксистам из-за просторного багажника.
Горьковский завод даже специально выпускал несколько модификаций, например, ГАЗ-24–11 в кузове седан, универсала ГАЗ-24–14.
Был также автомобиль, который работал на сжиженном газе — ГАЗ-24–17.
Чуть позже планировался запуск ГАЗ-3102 в качестве транспорта для извоза, однако руководство страны не могло позволить, чтобы обычные граждане ездили на таких же машинах, что и чиновники.
История такси имеет несколько попыток вывести на линию автомобили Москвич, например, в конце 80-х планировалось использование АЗЛК-2140–121.
Однако в данном качестве эти машины себя плохо зарекомендовали.
Несмотря на широкий автопарк советские таксисты всегда будут ассоциироваться с автомобилем «Волга».
«Легенда СССР» в качестве такси катает людей по Воронежу
Фото: Елизавета Щукина
Читайте также:
- Праздничную подсветку новых фонтанов на площади Победы показали в Воронеже (06.05.2020 11:01)
- Названа дата начала весеннего призыва в Воронежской области (06.05.2020 10:20)
- Уморительную поездку в такси показали в забавном ролике в Воронеже (06.05.2020 22:02)
Машина была выпущена в далеком 1955 году.
Воронежцы заметили на улицах города припаркованную машину такси. Автомобиль явно выделялся среди своих коллег-перевозчиков своим возрастом. 65-летний «Москвич» голубого цвета привлек внимание прохожих не только своей ретро-внешностью, но прежде всего тем, что это действующее такси.
Советский транспорт, натертый до блеска, украшали соответствующие наклейки и контактные данные, по которым можно заказать авто. На крыше была прикреплена «шашка» с надписью: «Легенда СССР».
Отметим, на фото изображен «Москвич» 401, выпущенный в 1955 году. Это слегла модернизированная версия модели М-400, которая является первым массовым легковым транспортом, продаваемым в СССР для индивидуального использования.
За годы производства было выпущено 216 тыс седанов и 17 тыс кабриолетов М-401. Стоимость усовершенствованного «Москвича» составляла 9 тыс рублей, его предшественник продавался дешевле на 1 тыс.